Чисто внешне
застенчивый ребенок вызывает умиление
окружающих: такой трогательный, беззащитный,
очаровательно краснеющий ангелочек. Родителям
застенчивость ребенка в чем-то даже на руку: во
всяком случае краснеть за дурацкую выходку
своего чада им не придется. Но самому
застенчивому приходится несладко. И теперь, и в
дальнейшей жизни. Так что, оставив умиление и
хроническое желание прижать к сердцу, попытаемся
такому ребенку помочь.
Психологи давно знают, что именно
скрывается за желанием все время оставаться “в
тени”. Кто бы мог подумать — как правило, это
крайний эгоцентризм! Говоря доступным языком —
представление себя “пупом земли”. Подумайте
сами. Вокруг нас в повседневной жизни — сотни
людей. Все — далеко не идеалы вкуса, ума и
воспитания. Однако эти недостатки не мешают
большинству наслаждаться жизнью, общаться с
окружающими и даже чувствовать себя яркими,
выдающимися и достойными восхищения. И только
стеснительный человек без конца краснеет,
вперяет взор во все отражающие предметы, силясь
вновь и вновь убедиться в собственном
несовершенстве; прячет глаза, невежливо покидает
собеседника и торопится поскорее укрыться в
своей малогабаритной скорлупе.
Его до глубины души волнует, как он
выглядит, двигается, говорит. Почему? Да потому,
что он абсолютно уверен, что внимание всех
обращено именно на него — “пуп земли”. Ему и в
голову не придет, что у окружающих полно других
забот и причин для улыбок, разговоров и шуточек,
кроме его персоны. Это — главное его заблуждение.
Ошибка номер два: уверенность, что это
повышенное внимание обращено исключительно на
его обширные недостатки, а вовсе не на единичные
и сомнительные достоинства. Такому застенчивому
ребенку и в голову не придет, что сидящий в
автобусе напротив мальчик пристально
разглядывает на нем не пятно на брюках и
здоровенный прыщ, а давно вожделенные джинсы и
завидную ямочку на подбородке. А девочка с
раздражением отвернется от внимательного
взгляда парня, подозревая огрехи в собственном
макияже, а не желание познакомиться.
Отчего они такие? Ответ, всплывающий сразу:
потому, что так воспитаны. Каждая мама сотни раз
твердит ребенку, что баловаться, встревать в
разговоры старших, болтать без умолку и
хвастаться — нехорошо. Но, видите ли, даже самый
послушный ребенок не станет от этого
застенчивым. В лучшем случае он будет хорошо
воспитанным, сдержанным, спокойным ребенком.
Причина настоящей застенчивости, как считают
психологи, в... нашей национальной культуре.
Есть такое выражение: “Красивое сердце редко
бывает добрым”. В смысле: красивый человек —
практически всегда избалованный, капризный
эгоист. Красивая женщина – безусловно, гулящая
стерва. Красивый мужчина — наверняка мошенник и
бездушный хлыщ. (Помните? “Все красавцы —
мерзавцы. Только потому, что они красавцы!”)
Отчего они такими становятся, известно каждому
бывшему советскому педагогу. От чрезмерного
поклонения окружающих с самого раннего детства.
Именно поэтому (чтобы не наплодить красивых
мерзавцев) в целомудренной русской культуре
всегда действовал принцип умолчания похвалы и
указания на недостатки. Еще дедушка Крылов
высмеивал обычай взаимных комплиментов: “За что
же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? -- За то,
что хвалит он кукушку!”
В советские времена похвала считалась вовсе
непедагогичной. Самооценка гражданина должна
была формироваться только на критике, а не на
одобрении. Высказывание в лицо гадостей в
присутствии общественности называлось
“здоровой критикой” и было плановым регулярным
мероприятием, как до этого — профилактические
порки по субботам. Считалось, что чем сильнее и
больнее ударить ребенка (разумеется, по нужному
месту), тем выше он взлетит и тем активнее будет
бороться со своими недостатками.
Увы, результаты оказались обратными. Вместо
того, чтобы дружно взлететь к идеалам
совершенства, "оплеванные" маленькие
личности уверовали в свою посредственность и,
пригнувшись к земле под бременем многочисленных
"недостатков", превратились в "серых
мышек". Эти недохваленные в детстве и всей
последующей жизни родители не спешили потом
поощрять и своих чад. Откуда же взяться у тех
уверенности, что они достойны общения с внешним
миром, если все, что они слышали о себе от самых
близких людей, -- сплошные "минусы"? Поэтому
прекрасные "золушки" (в реальной жизни не
имеющие психолога-имиджмейкера в лице
родственницы-феи) всю жизнь послушно метут золу,
застенчиво прикрываясь грязным подолом, будучи
уверенными в глубине души, что уж они-то достойны
королевского дворца.
Так как же помочь маленькой Золушке?
Главное лекарство от комплекса неполноценности
— похвала. Буквально один комплимент
типа "какие у тебя длинные ресницы",
"какое красивое платье", "какой
аккуратный почерк" может подтолкнуть ребенка
из-за маминой спины к совершенно незнакомому
человеку. А на детском празднике превратить
готовую разреветься "буку" в совершенно
разошедшуюся душу компании. Особенно если
похвала прозвучала из уст постороннего
(неподкупного) человека, да еще в присутствии
одобрительно настроенной аудитории. Эта
аудитория для эгоцентрика сейчас и есть тот
"мир", осуждения которого он так боится. А
теперь этот "мир" одобряет и восхищается
им...
Но, разумеется, одних комплиментов мало. Даже
согласившись с тем, что у него есть определенные
достоинства, застенчивый ребенок не забудет, что
у него есть "очень крупные" недостатки.
Поэтому второй этап — это постепенное
выведение ребенка из мнимого центра внимания.
Переубеждение уверенности в том, что именно его
лопоухость есть предмет забот и огорчений всего
человечества.
И еще один путь преодоления
застенчивости — чувство юмора. Неловко
поскользнувшись и сев в лужу при "всем честном
народе", можно покраснеть, разрыдаться и
убежать под смешки очевидцев. А можно
рассмеяться первым, дополнительно
“пообезьянничать”, вызвать дружный смех (и
расположение!) окружающих и долго еще быть
“героем дня”. Даже самого застенчивого в
компании развитое чувство юмора в конце концов
заставит перешагнуть через собственную
“неполноценность” и открыть рот, чтобы
произнести какую-нибудь бессмертную фразу.
Дальнейшие симпатии окружающих обеспечены, ведь
ничто так не располагает к человеку, как
остроумие.
Ольга МИХАЙЛОВА, детский
психолог.
|