Все относительно –
вопрос в том, с какой стороны смотришь на вещь.
Вот вам пример: ограбление. Очень неприятная и
невеселая штука – здесь, казалось бы, не может
быть расхождений во мнениях. Однако, не тут-то
было. И подтверждение тому – невероятно
популярная в последнее время тема грабежа в кино.
А кто бы стал снимать фильмы про ограбление, если
это неприятно зрителям?
Сначала были Бонни и Клайд, которые
представлялись: “Мы грабим банки”. Чем,
собственно, и занимались, бесхитростно пользуясь
лишь пистолетами. Дальше кинематограф начал
демонстрировать нам все более изощренные
способы грабежа. Все мы отлично помним фильм
“Как украсть миллион” с обаятельным Питером
О’Тулом и обворожительной Одри Хэпберн. Этот
фильм буквально пронизан детской
непосредственностью и очарованием. Так
начиналась эра киноограблений. Теперь в кино
грабят иначе – грубее и, главное, изощреннее. Вот
вам два примера: “Одиннадцать друзей Оушена” и
“Медвежатник”.
“11 друзей Оушена”.
Режиссер Стивен Содеберг. В ролях: Джордж
Клуни, Брэд Питт, Мэтт Дэймон, Джулия Робертс, Дон
Чидл, Эллиот Гулд, Карл Рейнер, Энди Гарсиа.
Сразу оговорюсь: в истории киноограблений уже
фигурировал фильм с аналогичным названием. “11
друзей” Содеберга же – это римейк
фильма-ровестника “Как украсть миллион”. Но со
времен 60-х многое изменилось как в жизни, так и в
кино – и римейк тому доказательство.
Уже от одних титров фильма захватывает дух:
такому звездному составу актеров позавидует
любой режиссер. Отмечу также нестандартность
построения действия: основное экранное время
занимает непосредственно само ограбление, а не
глубокомысленные диалоги и монологи действующих
лиц. Этот факт, несомненно, порадует любителей
жанра экшн. Однако пусть не расстраиваются
остальные: в “11 друзьях” есть всего понемножку
– и от романтической комедии, и от мелодрамы, и от
захватывающего триллера.
Рассказываю сюжет. Досрочно освобожденный за
примерное поведение Дэни Оушен (Клуни) выходит из
тюрьмы. И сразу же перестает быть примерным
гражданином, поскольку в самых ближайших планах
у него – грабеж казино. Да не одного, а сразу трех.
Но нельзя забывать, что движет им при этом не тяга
к обогащению, а справедливое негодование в адрес
владельца упомянутых казино – негодяя и подонка
Гарри Бенедикта (Гарсиа). Этот Бенедикт мало того,
что имеет весьма скверный характер, так еще и
увел у Оушена жену Тесс (Робертс) – лучшее, что у
того - по его же словам - было в жизни (хотя, глядя
на Робертс, можно и засомневаться). Конечно, в
одиночку мистеру Оушену с таким серьезным делом
не справиться, тем более, что казино вообще
ограбить невозможно. И поэтому Оушену и его
закадычному другу Дасти Райану (Питт) необходимо
найти соратников, заинтересованных в успехе дела
не меньше, чем они сами. Таких
бенедикто-ненавистников находится аж 11 человек
– именно столько людей необходимо для успеха
предприятия.
Это все так, преамбула, которая успевает пройти
на экране минут за 15-20. Основное же время фильма
занимает непосредственно ограбление, причем
показано оно хоть и подробно, но все же довольно
схематично. Самое интересное Содеберг припрятал
на финал. За последние 15 минут фильма одна за
другой раскрываются все карты, от чего, мягко
говоря, захватывает дух: настолько изящно и
остроумно поработала компания Клуни&Co.
И даже попахивающий банальностью хэппи-энд
фильма с фирменной улыбкой Джулии Робертс не
смазывает впечатление от фильма. Содеберг еще
раз подтвердил статус одного из лучших
голливудских режиссеров нашего времени.
“Медвежатник”.
Режиссер Фрэнк Оз. В ролях: Роберт Де Ниро,
Эдвард Нортон, Марлон Брандо, Анжела Бассет.
Честно говоря, фильм немного затянутый, и
от этого возникает ощущение бездействия. Как и в
“11 друзьях Оушена”, основное время герои
занимаются грабежом, но у Содеберга грабят
интересней и веселее. Возможно, Озу не хватило
Содеберговского размаха с подбором звезд, но
ведь и масштаб ограбления поменьше. Зато как
минимум половину времени можно любоваться
постаревшим, но не растерявшим шарма Де Ниро,
герой которого мастерски взламывает сейфы и
вдобавок спит с темнокожей стюардессой.
Сюжет фильма довольно незамысловат, что
компенсируется количеством хитроумных
приспособлений. Взломщик со стажем Ник Уеллс (Де
Ниро) уже было завязал с преступной жизнью и
собирался прожить остаток лет своих тихим
законопослушным владельцем джаз-бара, как ему
сделали предложение, от которого он просто не
смог отказаться. Шутка, ли, когда твоя доля в деле
составляет 6 миллионов долларов – тут каждый
согласится. Тем более, что риск был обещан
минимальный, а дело совершенно верное. Вот он и
отложил выход на пенсию. В напарники Нику
достался юный и взбалмошный Джек (Нортон) с
потрясающими актерскими способностями. С его
талантами надо было не грабить, а в театральное
училище идти. Может, так бы оно и случилось, если
бы на монреальской таможне не завалялся
французский скипетр 16 века, привезенный туда в
ножке рояля.
Как опытный человек, Ник тщательно продумал все
детали и даже умудрился порепетировать, добыв
неизвестно откуда нужную модель сейфа. Вот здесь,
когда будете смотреть фильм, советую обратить
внимание на маленькую деталь. Все мы не раз
слышали мнение Чехова, что если в первом акте на
сцене висит ружье, в пятом оно непременно должно
выстрелить. Так вот, когда Ник объясняет
любопытному Джеку механизм сейфа, на столе рядом
лежит этакий набалдашник – макет скипетра.
Готовьтесь – в решающий момент этот набалдашник
выстрелит. То есть, конечно, в переносном смысле,
но ход довольно изящный и остроумный. А в общем,
как и планировалось, дело прошло успешно, только
вот с долей Ник не рассчитал – планировал
получить 6, а вышло все 40 миллионов. Чем не
хэппи-энд?
Посмотрев эти фильмы, вы наверняка согласитесь,
что ограбление действительно может быть веселым
и приятным. Хотя, может быть, весь секрет здесь в
том, что мы – лишь сторонние наблюдатели?
Полина ЛИОН
|