Нашей
Героине не удалось найти общий язык с Историей -
Дамой, любящей Правду.
Но она, наша Героиня, подружилась с
Литературой и Поэзией. Они не всегда борются за
горькую Правду, предпочитая ей, иногда, хоть и
вымышленную, но красивую Легенду. Наша
незнакомка своей краcивой и необычной Легендой
увлекла Бокаччо и Петрарка – средневековых
трубадуров любви. А ближе к нам, уже в 19 веке,
исследователи творчества Алесандра Сергеевича
Пушкина нашли в черновиках поэта необычные
наброски, датируемые 1833 годом, к задуманной им
новой пьесе. В центре драмы - необычная судьба
женщины, посягнувшей на престол Папы Римского –
ПАПЕССА ИОАННА
В этом повествовании переплелось все:
История, Легенда, Любовь, Интрига.
В самом деле, трудно представить на престоле
римского папы Женщину. Обыкновенную женщину,
которая будит в мужчине чувство любви. А
средневековая церковь превращает ее в исчадие
зла, толкнувшее Адама к грехопадению. Женщина,
которая, если и обладала хоть какими – либо
познаниями или умениями, превращалась в
колдунью, которую сжигали. Одним словом, для
схоластической церкви того периода Женщина была
началом всех бед. И вдруг ...
Женщина на святом престоле «Отца
отцов».
Мы не знаем, была ли она благородных
кровей, богатой или красивой. Предполагают, что
она родом из Англии, о чем свидетельствует ее имя
– Иоанна Ангеликус - Johannes Angelicus. Затем жила в
Майнце. Единственное, что несомненно – она была
любознательна и умна, хотела учиться, что в ту
эпоху для женщины было не так-то просто - церковь
запрещала. Согласно одной легенде ее отцом был
миссионер, с которым она постоянно разъезжала.
Возможно, именно тогда он и понял, что мальчик –
помощник и продолжатель его религиозных миссий,
намного лучше, чем девочка - будущая
женщина-соблазнительница, рассматриваемая
церковью как зло. И Иоанна начала переодеваться в
мужское платье. После смерти отца, по-прежнему
оценивая все преимущества мужского костюма, она
более с ним никогда не расставалась.
Согласно другой легенде, получив
начальное образование, она захотела продолжить
учиться, что было доступно во времена
средневековья только мужчинам и опять её
выручает мужское платье.
Имено в этом одеянии она попала в мужской
монастырь, где сразу же выделилась среди общей
массы полуграммотных и монахов своей
покладистостью и некоторыми познаниями.
Предполагают, что здесь, в монастыре она и
познакомилась с НИМ ... влюбилась... рассказала ЕМУ
правду о себе...и, наконец, стала ЕГО любовницей.
Мы не знаем ЕГО имени. Средневековые документы не
вдаются в интимные подробности.
Влюбленные покидают монастырь, чтобы
отправиться в Афины для продолжения учебы в
духовно-теологической школе. Вскоре, однако, ее
возлюбленный заболел и умер. Теперь она уже одна
продолжает свой путь, по-прежнему переодевшись
мужчиной. Это был единственный способ получить
образование. Итак, мужской костюм опять ее
выручает. А, может быть, у нее уже просто не было
выбора. Ее никто и нигде не ждал. Она была одна,
без родных и без средств к существованию. А
монашеское одеяние, так удачно маскировавшее все
особенности женской фигуры, открывало ей двери в
многочисленные монастыри, где можно переждать
непогоду и согреться, выпив стакан горячего вина.
Здесь никто особо никем не интересовался и через
несколько дней Иоанна уходила, чтобы найти приют
в следующем монастыре. Черное платье было так же
магическим пропуском в недоступный для
средневекового жителя мир образования. Она уже
не представляет своей жизни иначе.
После Афин наша героиня в мужском одеянии
попадает в Рим – не только религиозном, но
политическом и культурном центре Европы. Ей
пригодились ее жизненный опыт и все ее познания.
Она выделилась благодаря своей эрудиции, хорошей
памяти, изворотливому уму, умению работать с
документами. Умело применяла полученные знания,
ловко сочетая приобретенные мужские черты
характера с чисто женскими качествами,
дарованными ей природой. Чуть позже Иоанна стала
нотариусом при папском совете. В то время
нотариус - это и юрист, и секретарь, и архивариус,
и советник в одном лице. В ее ведении были все
наиболее важные документы папской канцелярии:
финансовые, политические, религиозные. Не
забывайте: католическая церковь, в отличие от
православной, всегда активно вмешивалась в
политику своих подопечных.
Итак, она заняла очень таки почетную должность
при дворе Папы Леона IV. А в 855 году, после его
смерти, была избрана «Отцом отцов». Эта дата, как
и имя папы Леона IV - реальные исторические факты.
Таким образом, женщина восходит на
святой престол под именем Иоана VIII. И никто бы ни
о чем не догадался, если бы не чисто женская
сентиментальность. Она опять влюблена и на этот
раз беременна. Свободное и широкое одеяние Папы
до поры до времени удачно прячет изменившуюся
фигуру. Она все реже и реже принимает участия в
различных шествиях, но приближался день великого
Вознесения, который согласно установленному
ритуалу, знаменуется крестным ходом с
обязательным участием Папы. Избежать этого было
не возможно. Во время шествия к собору Святого
Петра неожиданно начались схватки и несколько
минутами позже она разрешилась от бремени.
Позже на этом месте была построена набольшая
часовенка со статуей красивой молодой женщины с
папским атрибутом в одной руке и ребенком в
другой. Создавая этот маленький шедевр,
неизвестный автор явно не питал ненависти к
женщине, занявшей пост Папы. Она была прекрасна.
Что касается церковных служителей, они
безуспешно пытались стереть из памяти Истории её
имя и первое, что они сделали - велели убрать этот
памятник.
Как видите, наша героиня наделала много
шуму в мужском мире религии, завоевывая право
женщины на образование, а также доказывая, что и
женщина может занять подобающее место в
обществе, да и в в политике.
Первый источник, сохранившийся до наших
дней, где упоминается об этой таинственной деве -
«De septem donis Spiritus Sancti» - «Семь Даров Святого Духа».
Автор - Этьен Бурбонский. Герой его повествования
знал граммоту, много читал, начал переписывать
книги. В ту эпоху, когда о книгопечатании еще
никто не догадывался, перепись книг была
доступна только привиллегированным особам,
получившим духовное образование. Обладая
почетным званием книжника, он становится
нотариусом при дворе папы, а позже и избирается
Папой. Автор не упоминает имени своего героя, но
дает понять, что речь идет о женщине, так как во
время одной из ритуальных процессий она родила.
Разъяренные церковники забросали ребенка
камнями, она умерла также.
Особое место занимает «Хроника Пап и
Императоров» - «Cronicon pontificum et imperatorum», появившаяся
в 13 веке, написанная доминиканским монахом
Мартином из Тропау, где он довольно подробно
рассказывает о некой Жанне, родившейся в 822 году.
Она Англичанка, но родилась в Майнце. Автор
предполагает, что ее родители были эмигрантами,
покинувшими в свое время Англию. Далее он
повествует, что Жанна влюбилась в ученого монаха
бенедиктинца. Он принадлежал к одному из самых
грамотных монашеских орденов, а сегодня слово -
«бенедектинец» приобрело второе значение –
ученый, эрудит. Подталкиваемая любовью к мужчине
и к знаниям, она сопровождает своего
возлюбленного в Афины, переодевшись в монашеское
платье. Преобретя обширные познания по истории,
ораторскому искусству, философии она едет в Рим,
где вскоре становится координалом, а затем и
Папой.
Можно предположить, что с 10 по 14 век факт
существованя Папессы Иоанны не вызывал ни у кого
сомнения. Тем более, что в эту же эпоху появилось
довольно-таки не обычное кресло для
высокопоставленных католических чинов:
епископов, архиепископов и даже для Пап. В центре
сидения было небольшое отверстие ... Странным
образом, но кресло стало элементом особого
ритуала и использовалось только в момент
принятия святого сана. Не трудно догадаться, для
чего. Именно так в ту далекую эпоху
предполагалось проверить половую
принадлежность избираемых духовных лиц.
Казалось, церковь боялась ошибиться еще раз.
Ритуал просуществовал до 15 века, а кресло и
сегодня находится в одном из музеев Рима.
Ситуация начала меняться с начала 15 века и это
объяснимо. Приближалось Великое Возрождение –
Ренессанс. Понемногу церковь теряла свои
позиции, уступая место Эпохе Просвщения. Великие
вольнодумцы – Вольтер, Руссо, Свифт ...
Историю Папессы Иоанны не забыли, но
неожиданно она приняла несколько иной оборот.
Наконец-то предоставилась возможность
посмеяться над католической церковью, не
сумевшей отличить женщину от мужчины. Но не
только... Женщина, о которой писали средневековые
хроникеры независима, целеустремленна,
образована, умна. Она ничем не отличается от
мужчины. Это был нестоящий вызов схоластическим
нормам средневековой церкви. История Папессы
Иоанны превращается в легенду.
На сегодня так и не выяснен вопрос о
правдоподобности этого образа. Одни пишут о ней,
как о вымышленной личности, вошедшей в историю
благодаря романтической легенде, другие
называют ее авантюристкой, а третьи посвящают ей
свои литературные творения: стихи, прозу, пьесы,
киносценарии.
Даже если это и Легенда, кто ее автор? Вероятно,
все-таки мужчина, живший в далеком средневековье
и мечтавший об идеальной женщине: красивой,
смелой, умной, женственной, иногда
провокационной и не боящейся любить.
|