Интеллигентные
люди считают, что нет лучшего способа вложения
денег, чем образование. С этим можно, конечно, и
поспорить. Однако мода сегодняшних дней
утверждает это как догму, с которой трудно
спорить. Безусловно другое: любое образование
сегодня требует значительных вложений. Как
извлечь из них максимум пользы?
Ситуация на рынке коммерческого обучения в
нашей стране еще далека от стабильности.
Общеизвестны случаи неожиданного прекращения
деятельности того или иного коммерческого вуза
(колледжа, школы), “кидающих” своих студентов на
произвол судьбы и исчезающих вместе с собранными
деньгами. Или известны примеры из жизни, когда
честным студенческим потом заработанные
“корочки” оказываются совершенно неликвидными
на рынке труда. Выбор такого вуза человеком,
ориентирующимся только на раскрученную рекламу,
можно сравнить с игрой в рулетку: повезет — не
повезет. К сожалению, чаще всего срабатывает
второй вариант.
Если шансы “фифти-фифти” вас не устраивают, ознакомьтесь
с некоторыми правилами поведения при выборе
коммерческого учебного заведения.
В целом сеть образовательных учреждений
сегодня делится на две конкурирующие части —
государственную и коммерческую. Но принцип
взаимоотношения со студентом во всех платных
учебных заведениях (как государственных, так и
коммерческих) чаще всего один: вы платите, мы
учим. Соответственно, возникают основные
вопросы: сколько платить и за что.
Прежде всего выясните, высок ли рейтинг
диплома приглянувшегося учреждения на рынке
труда. В этом смысле безоговорочное
лидерство все еще остается за
специализированными государственными вузами и
университетами с богатыми традициями и
известным именем.
Затем в подробностях выясните, каково
качество организации учебного процесса.
Бытует мнение, что в госвузах процесс обучения
более качественен, да и преподавательский состав
вызывает доверие. Однако это мнение часто
базируется скорее на консерватизме нашей
психологии, чем на реальности. Именно в
качественных коммерческих вузах, созданных по
историческим причинам не позднее 10-15 лет назад,
организация и методы обучения наиболее
передовые. Именно в коммерческие вузы ушли и
уходят наиболее инициативные и передовые
преподаватели, которым “тесно” в рамках
утвержденной программы и которым надоело
горбаться за копейки. Да и многие заслуженные
преподаватели госвузов в поисках заработка
запросто совмещают научную работу в каком-нибудь
именитом университете с ведением занятий в
соседнем коммерческом институте.
В любом случае поинтересуйтесь у самих
студентов (а не в рекламном проспекте или у
улыбчивой секретарши) организацией учебы:
четким соблюдением графика занятий, работой
читальных залов и библиотек, снабжением
студентов необходимой учебной и методической
литературой и т.д. А также тем, все ли это уже
оплачено из общей суммы платы за учебу или за
какие-то услуги (учебники, методички, доступ в
ИНТЕРНЕТ и проч.) нужно будет платить отдельно.
Ибо во многих (в том числе и госвузах) ситуация
весьма далека от идеальной: скудный или
недоступный простым смертным библиотечный фонд,
отсутствие или неприспособленность читального
зала, плохое обеспечение компьютерным
оборудованием, чехарда с заменами
преподавателей и проч. и проч. неожиданности,
совсем не способствующие получению оплаченных
знаний.
К дополнительным благам при выборе вуза
можно отнести гарантию института по вашему
будущему трудоустройству. Правда, этот
вариант сегодня достаточно редко встречается, но
уж если вы нашли такой вариант и рассчитываете на
него, то проследите, чтобы обещания по
трудоустройству было документально
зафиксировано в договоре либо в приложении к
нему.
Если в вашем образовании заинтересованы не
только вы лично, но и ваша фирма, то имейте в виду,
что в некоторых вузах можно заключить
договор на обучение от имени предприятия и
вносить плату по безналичному расчету.
Если ваша фирма в момент поступления в вуз
настроена благожелательно, постарайтесь
воспользоваться возможностью предоплаты на весь
курс обучения. Вузы обычно охотно на это идут, а
настроения вашего руководства, как и финансовое
положение фирмы — дело неустойчивое.
Обязательно обратите внимание на
изменение стоимости обучения на последующих
курсах, возможность которого вуз оставляет за
собой. Этот неприметный пункт в вашем
договоре может вырасти до настоящего
вымогательства, когда за каждый последующий курс
вам, в чаянии не бросать дела (и деньги) на
половине пути и получить-таки диплом, придется
платить все больше и больше.
Как подстраховаться от такой напасти?
Идеальный вариант -- настоять на указании в
договоре фиксированной величины платы на весь
срок обучения. Или хотя бы зафиксировать
предельную величину повышения стоимости в
процентах. Если вуз откажется внести подобные
дополнения в договор, то не лучше ли подыскать
другой вариант?
На что еще нужно обратить внимание в
договоре до его подписания:
|
четкие формулировки
обязанностей студента и вуза; |
|
возможность расторжения
договора по инициативе студента и определенной
материальной компенсации при этом; |
|
при каких условиях договор
расторгается по инициативе вуза и какие за это
могут быть материальные санкции; |
|
санкции к каждой стороне за
невыполнение обязательств по договору; |
|
соответствие пунктов договора
Закону РФ “О защите прав потребителей” и другим
законодательным актам; |
|
полноту регулирования договором
отношений “вуз — студент”; |
|
соответствие подписей и печатей,
грамотность оформления. |
Лидия МИХАЙЛОВА
|