Более 3300 лет назад родилась женщина
необыкновенной красоты - НЕФЕРТИТИ, что в
переводе с древнеегипетского означает
"Красивая пришла". Источники о дате рождения
и происхождении НЕФЕРТИТИ не сохранились. Как
свидетельствуют дошедшие до наших дней
изображения на папирусах и барельефах, Нефертити
- жена фараона-реформатора Эхнатона, правившего в
Древнем Египте в 1424 - 1406 г. до н.э.), который затеял
религиозную реформу - смену богов.
Всеми почитаемый бог Амон, поклонение
которому все больше укрепляло власть жрецов, был
волею фараона заменен на другого бога, бога
солнца - Атона . Атон - "видимый солнечный
диск", изображался в виде солнечного диска с
лучами-ладонями, дарующими благо людям. Реформы
фараону удались, по крайней мере на период его
царствования. Была основана новая столица,
возведено много новых храмов и дворцов.
Изображения семейных сцен царственной семьи
говорят о трогательных отношениях между мужем и
женой. Их часто изображали взявшимися за руки.
Однако, к концу царствования фараона
Эхнатона на письменах начинает исчезать имя
Нефертити, что по-видимому означает какие-то
изменения в отношениях супругов. Среди
сохранившихся скульптурных изображений
Нефертити есть и портрет, по датировке которого
она явно пережила своего супруга. В известном
раскрашенном бюсте Нефертити отсутствует один
глаз, т.е. портрет был окончен при жизни (в Древнем
Египте, традиционно, второй глаз в скульптурное
изображение человека вставляли после его
смерти).
Это – научно подтвержденные факты. Но вокруг
них со временем возникли многочисленные
красивые легенды. Например, такая, что Нефертити,
возможно, не только жена, но и родная сестра
фараона Эхнатона ( Аменхотепа IY), сына Аменхотепа
III, лик которого в виде сфинкса украшает теперь
Набережную Невы в С-Петербурге (Россия). В
принципе ничего необычайного или шокирующего
для древних египтян в этом не было: обычай
фараонов жениться на родных сестрах сохранился
до самого конца существования Древнего Египта.
Более того, по мнению специалистов, это внесло
свою лепту в ускорение упадка египетской
цивилизации.
По тем временам Нефертити получила блестящее
образование в специальной школе, где, кстати,
обучались вместе и мальчики и девочки. В
счастливом браке у царственных супругов
родилось шесть дочерей. Супруги построили новую
столицу Древнего Египта - Ахетатон. При переходе
в новую веру Нефертити получила новое имя
Нефернефруатон ( "Прекрасная красота
Атона"). Нефертити пришлось пережить и личную
трагедию (смерть старшей из дочерей) и личную
драму: под конец царствования ее супруг
предпочет ей простолюдинку, грубоватую лицом,
однако умную и чувственную Кийю, изображения
которой все чаще встречаются рядом с
изображением фараона.
Более того, в последние годы царствования
Эхнатона рядом с ним на престоле появляется
изображение то ли молодого человека, то ли
молодой женщины, одетой по-мужски и в короне
"второго" фараона. Молва гласит, что это -
соперница Нефертити - Кийя, ставшая
женщиной-фараоном. Сохранился даже первый в мире
образец любовной лирики - свиток стихов фараона
Эхнатона посвященный Кийи. Более того, в гробнице
фараона на крышках погребальных ваз есть
сульптурное раскрашенное изображение Кийи в
парике.
Изображения же Нефертити, к счастью, пришли к
нам через века не только барельефные, но и
скульптурные. От молодой девушки до зрелой,
уставшей женщины. Она была настолько прекрасна,
что скульптор даже не скрывал признаков ее
приближающейся старости. Сохранились также
скульптурные и живописные изображения ее
дочерей и мужа - фараона. Где Нефертити
захоронена - неизвестно.
Это была женщина далеко опережавшая
свою эпоху. Пытливый ум, стремление к познанию
отличали ее от предшественников. Она обладала
мужской энергией. В ней сочетались властность и
жестокость с поэтичностью и глубиной, чувством
собственного достоинства. Обладающая широтой и
размахом во всем, она отличалась страстью к
чувственным удовольствиям. При этом - отсутствие
морально-этического комплекса. Уничтожала
врагов полностью, не выбирая методов. Для
Нефертити не было препятствий в достижении
поставленной цели. Она любила себя, пока была
молода.
Имея вкус к глубоким, тонким
переживаниям, царица стремилась к чувственному
постижению глубины человеческих отношений. Она
не боялась своей эмоциональности, но практически
всегда сила ее влюбленности была равновелика
силе разочарования. После получения фактической
гражданской власти постепенно ввела себя в
рамки, достойные "сану". С этого времени
начинает себя подавлять, сдерживать. Живое,
непосредственное восприятие мира заменяется
более "законными" формами лукавого
умствования. На этом пути появляется внутреннее
разочарование, раздражение, (на самом деле - это
неприятие фальши в себе), которое иногда
изливается в мир приступами ярости.
Нефертити осуждала и подавляла в себе
эти приступы ярости и такая внутренняя борьба
привела к постепенному подтачиванию внутреннего
достоинства, исчезновению опоры в себе. Видимо,
на этом этапе уходит к другой муж, который
боготворил ее чистое, непосредственное,
природное, невинное начало. Правда, здесь ей
удалось не сузиться, не озлобиться, а принять сей
факт разумно. Но до конца жизни она так и не
расширилась до той чистоты восприятия, которая
была в юности. Власть, почитание, необходимость
"держаться на высоте" отобрали силы и
энергию.
С возрастом печаль окутала ее,
молодость проходила, а с нею увядала и красота. Но
она не хотела, чтобы главная ее гордость и
достоинство ушли. Царица решила во чтобы-то ни
стало сохранить красоту и всеми возможными
способами пыталась это сделать. Она поддерживала
слухи, что она все так же неотразима, как и прежде.
По ее настоянию слагались стихи и песни, ваялись
скульптуры, которые напоминали ей и другим о том,
как она прекрасна. Нефертити свою жизненную силу
обратила в тщеславие, желая, чтобы ее запомнили,
делая упор на свою исключительность. Энергия
перестала быть искрящейся и живой. Поэтому,
психологически закономерно, что в конце жизни ее
сопровождала бесконечная печаль. Тоска
поселились внутри нее, а застывшая маска -
снаружи.
По египетским понятиям, прекрасная
царица дожила до глубокой старости, почти до
сорока лет.
Воистину, все в этом мире относительно!
Светлана Иль
|