После гибели кумира нескольких поколений Джона
Леннона прошло уже столько лет, а его вполне здравствующую вдову Йоко Оно продолжают
критиковать и по сей день. Видимо, до сих пор не могут простить ей то, что когда-то
она смогла приворожить к себе знаменитого рок-музыканта и увести его из «Биттлз»
(тем самым фактически уничтожив культовую ливерпульскую четверку), а после смерти
Джона нажила на его наследии огромное состояние и даже сейчас не прекращает судиться
с его соратниками.
Сегодня Йоко уже 70, хотя она выглядит намного моложе своих лет. Хрупкая женщина
с короткой стрижкой и сухими крошечными руками, сжатыми в тонкую ниточку губами
и колючим взглядом из-под темных очков. Сегодня она заявляет, что когда-то и представить
себе не могла, что доживет до таких лет: «Но раз уж такое произошло, я просто
обязана забыть про свой возраст и каждый день чувствовать себя счастливой».
И,
кажется, что это ей неплохо удается. Сегодня она любит устраивать выставки и перформансы
в разных столицах мира. Один из них она не так давно разыграла в парижском театре
Буфф-дю-Нор, где она, сидя неподвижно в зале, разрешила каждому из зрителей подойти
и отрезать ножницами на память кусочек своего вдовьего платья, тем самым в скором
времени оказавшись в одном нижнем белье. Тайный смысл происходящего заключался
в том, что каждый из нас стремится присвоить себе частичку того, что любит, но
лучше резать одежду, чем тоже самое делать с душой.
Безусловно,
что подобного рода акции далеко не все способны воспринимать адекватно и большей
частью расценивают их как некую блажь стареющей миллионерши с туманным прошлым.
Но Йоко ни на кого не обижается – она всегда стремилась к эпатажу, в том числе
вместе со знаменитым мужем. Помимо устроительства своих выставок, она продолжает
издавать и переиздавать записи Джона Леннона, регулярно проводит какие-то акции,
связанные с его именем.
Родилась эта магическая и роковая для известного всему миру рок-квартета женщина
18 февраля 1933 года в Токио в аристократической семье, где воспитанию маленькой
Йоко с самого детства уделяли большое значение.
Последующий
этап ее жизни, прошедший под бомбежками (ведь она – дитя войны), мало кого интересует,
зато немалое любопытство вызывает период знакомства ее с гением рок-музыки. А
познакомились они в 1966 году в лондонском художественном салоне «Индика», после
чего Джон профинансировал ее персональную выставку. Кстати, в тот момент Йоко
была замужем за американским джазовым музыкантом и кинопродюсером Антони Коксом
и имела от этого брака (который был у нее уже вторым по счету: первый ее муж был
японец) дочь Киоки. Да и сам Леннон тоже был несвободен.
Спустя
три года после своего знакомства, в марте 1969 года, освободившись от брачных
обязательств с той и другой стороны, эта пара, о которой до сих пор ходят легенды,
официально зарегистрировала свой брак в Гибралтаре. Именно с этого момента поклонники
The Beatles - кто тайно, а кто совершенно открыто, - начали высказывать свое негодование
в адрес японской дамочки, магически сотворившей с их Ленноном нечто такое, что
заставило того уйти из состава The Beatles, поменять свое второе имя на Оно и
стать Джоном Оно Ленноном, а также выпустить сольный альбом с Йоко Оно, который
был совершенно не похож на то, чем Леннон занимался раньше; и затем приступить
к сольной работе, которая проходила главным образом в сотрудничестве с его женой
и под ее чутким руководством.
Но
и это еще не все. Супружеская чета провела «сидячую мирную демонстрацию протеста
против участия европейских стран в военных действиях во Вьетнаме», сняла авангардистский
фильм «Апофеоз», который был представлен на Каннском фестивале,
выпустили самый «ангажированный» из всех своих альбомов «Some Time In New York
City». Активное участие в политике в самых ее эпатажных формах, полная публичность
и пристрастия к странным учениям еще дальше отодвинули Леннона от его поклонников.
9
октября 1975 года, в день рождения самого Джона Леннона, Йоко дарит ему сына,
Шона Оно Леннона (ныне довольно застенчивого юноши в очках). И с этого момента
Джон окончательно уходит из музыки в тихую, буржуазную жизнь, посвящая практически
все свое время семье. А 8 декабря 1980 года в их доме с причудливыми готическими
башнями в Нью-Йорке прогремели страшные выстрелы, оборвавшие жизнь Леннона.
Йоко осталась одна. Вместе со смертью близкого ей человека она вдруг особенно
остро почувствовала, насколько сильно ее не любили и то, что с этой потерей она
разом лишилась и его защиты. Но как настоящая дочь самураев, Йоко решила, что
если она хочет выжить, то должна заново радоваться каждому дню. И она заставляет
себя это делать.
Несмотря
на то, что после Джона, как утверждает обозленная на Оно западная пресса, Йоко
успела еще раз ненадолго побывать замужем, она и сегодня живет в том самом доме,
где ей с Ленноном было так хорошо. Каждое свое утро Йоко начинает с принятия ванны,
чашечки крепкого кофе и чтения свежих газет. После чего начинается светский и
деловой водоворот, продолжение выпуска не опубликованных при жизни Джона материалов
— музыкальных записей, видео, записок. А
по вечерам, когда она вновь возвращается в свой дом, Йоко любит садиться у окна
и смотреть на закат. Когда совсем уж плохо – включить индийскую музыку и попробовать
немного расслабиться. А еще она очень любит читать.
Спустя 24 года после смерти самого знаменитого своего мужа, Йоко по-прежнему тоскует,
что им не довелось дожить до старости вместе, бродить где-нибудь рука об руку,
вглядываться в любимые черты и наслаждаться обществом друг друга. Может быть,
это и есть та самая беззаветная любовь, о которой так часто пишут в любовных романах
и которая так редко встречается в жизни? И которая для самого Леннона оказалась
превыше славы и будущего самих «Биттлз».
Ксения УСПЕНСКАЯ.
Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его в свой блог - как HTML.